Инвентаризация |
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества.
При инвентаризации ТМЦ следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995г. № 49), а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 № 34н).
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Организации обязаны проводить инвентаризацию:
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация ТМЦ может проводиться в период их наименьших остатков;
• при смене материально ответственных лиц;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при реорганизации или ликвидации организации;
• в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Материально ответственные лица до начала инвентаризации должны сдать в бухгалтерию все документы по приходу и расходу ТМЦ. Бухгалтерия обязана закончить ввод, проверку и обработку документов по складу.
Обычно порядок прохождения инвентаризации следующий (формирование приказа о проведении инвентаризации и назначение инвентаризационной комиссии рассматривать не будем):
1. Составление инвентаризационных описей.
Проверка фактического наличия ТМЦ, путем обязательного их пересчета с отражением в инвентаризационных описях.
Составление сличительных ведомостей на ТМЦ, по которым выявлено расхождение фактического наличия с данными бухгалтерского учета (излишки, недостачи).
Списание выявленных расхождений (списание излишков на доходы организации, списание недостач на виновных лиц или на затраты).
В программе для оформления результатов инвентаризации предназначен документ "Акт инвентаризации".
Оформление акта
инвентаризации
Списание
недостач, выявленных в результате инвентаризации