Инвентаризация

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества.

При инвентаризации ТМЦ следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995г. № 49), а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 № 34н).

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Организации обязаны проводить инвентаризацию:

•  перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация ТМЦ может проводиться в период их наименьших остатков;

•  при смене материально ответственных лиц;

•  при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

•  в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

•  при реорганизации или ликвидации организации;

•  в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Материально ответственные лица до начала инвентаризации должны сдать в бухгалтерию все документы по приходу и расходу ТМЦ. Бухгалтерия обязана закончить ввод, проверку и обработку документов по складу.

Обычно порядок прохождения инвентаризации следующий (формирование приказа о проведении инвентаризации и назначение инвентаризационной комиссии рассматривать не будем):

1.  Составление инвентаризационных описей.

            Проверка фактического наличия ТМЦ, путем обязательного их пересчета с отражением в инвентаризационных описях.

            Составление сличительных ведомостей на ТМЦ, по которым выявлено расхождение фактического наличия с данными бухгалтерского учета (излишки, недостачи).

            Списание выявленных расхождений (списание излишков на доходы организации, списание недостач на виновных лиц или на затраты).

В программе для оформления результатов инвентаризации предназначен документ "Акт инвентаризации".