Механизм ценообразования

Под ценообразованием  мы подразумеваем механизм формирования цены на реализуемый товар (блюдо). Под формированием цены товара (блюда) в программе подразумевается процесс расчета цены от  базового значения по указанному алгоритму с учетом выполнения определенных условий. Таким образом, для расчета цены требуется наличие трех составляющих:

  Важно отметить, что все три составляющих  пользователь может задавать сам, то есть пользователь может создать в программе индивидуальную систему ценообразования.

Все данные, необходимые для расчета конкретной цены хранятся в объекте "Вид цены", который является записью в справочнике "Виды цен". Таким образом, можно сказать, что каждая запись справочника "Виды цен" хранит объект типа "Вид цены" в котором содержится алгоритм расчета цены. То есть, сколько записей в справочнике, столько и видов цен в системе. 

Как мы уже говорили, каждый "Вид цены" (запись справочника) содержит алгоритм  и условие расчета цены, скидки или надбавки на товар. При этом алгоритм расчета  цены использует базовый показатель, от которого собственно и осуществляется дальнейший расчет цены. Этим базовым показателем является либо Цена1, либо Цена2, либо Цена3, либо Плановая себестоимость – виды цен, доступные в системе.

Информация о видах цен изложена в главе "Ценообразование"  во второй части руководства.

При рассмотрении механизма ценообразования, важно определиться, что является объектом для применения скидки.Объектом для применения скидки может быть цена (сумма) наименования меню, складской картотеки, документа продажи (счет, накладная и т.п.) .

Кроме алгоритма расчета цены может потребоваться условие, при выполнении которого осуществляется перерасчет цены или расчет скидки/надбавки.

Возможны ситуации, когда для одной продаже будут соответствовать несколько видов скидок.

Метод расчета итоговой скидки в этом случае будет определяться механизмом накладываемая / суммированная. В первом случае выбирается наибольшая скидка, во втором - все скидки по объекту суммируются.

Таким образом полный алгоритм расчета (перерасчета) цены (скидки) по объекту (наименование документа, документ ) складывается из:

При этом последовательность расчета такова:

Как мы уже говорили, все алгоритмы и условия расчета цен хранятся  в справочнике "Виды цен".

Для практической реализации процессов  формирования цен в системе предусмотрено несколько механизмов ценообразования.

Классификация механизмов ценообразования:

  1. Меню или прайс-лист
  2. Скидка процентом вводится вручную или дисконтной картой.
  3. Сложный вид скидки, ограничен сроком действия, на определенные товары и т.п.Скидка может быть выражена процентом, суммой или подарком. В качестве подарка может быть товар по акции. Условие срабатывания акции может быть от суммы покупки, количество наименований, количества или суммы определенного товара в заказе. Как бонус может быть сумма, или товар/услуга.

Функционирование этих механизмов реализуется в программе посредством присвоения "Вида цены" определенным объектам системы -"ценообразующим" документам :

•  Документам меню (подробней см. параграф "Меню")

•  Дисконтным картам (подробней см. параграф "Дисконтные карты")

•  Документам продажи -  подробней см. раздел "Обслуживание  и продажи"  параграф "Заказ".

Причем первые два объекта (Меню и дисконтные карты ) обеспечивают автоматизацию механизма применения скидок. Для того чтобы правильно и рационально прописать в системе схемы ценообразования необходимо хорошо представлять ,через какой механизм, какой расчет имеет смысл вводить.

 Процесс  ценообразования (пересчета цен (расчета скидок)) может запускаться автоматически. Для этого предусмотрен механизм :

•  Меню (прайс-лист) – когда в документе "Меню" присваивается "Вид цены", содержащий необходимый механизм перерасчета. В этом случае цена всех наименований меню (удовлетворяющих условию, если оно устанавливается) пересчитывается с учетом алгоритма.

•  Маркетинговая акция –  настраивается в объекте "Вид цены". Если ценообразующему документу присвоить "Вид цены" с настроенной маркетинговой акцией, то  в случае выполнения всех указанных условий сработает механизм акции. Вид цены создаваемый для маркетинговой акции относится к категории составных цен, а саму акцию можно отнести к категории сложных скидок.

Процесс ценообразования может быть инициирован пользователем . Для этого предусмотрен механизм

Задача любого механизма ценообразования - сформировать цену продажи товара (услуги) на момент продажи с учетом заданных ценообразующих условий.