Виды расчетов с контрагентами

В данном разделе мы рассмотрим, какие субсчета и зачем необходимо создавать на счете 60 и 62, а также на счете 19 и 76, и как это задается в программе.

Счета расчетов с контрагентами делятся на счета расчетов с поставщиками (счет 60 и 76) и счета расчетов с покупателями (счет 62 и 76).

Согласно Приказу Минфина РФ "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" суммы авансов должны учитываться обособленно, поэтому в программе на счетах расчетов выделен отдельный субсчет по отгрузке и субсчет по авансам.

Кроме того, организации может потребоваться вести учет расчетов по отдельным видам расчетов. Для этого на счетах расчетов необходимо создать отдельные субсчета, при этом на каждом субсчете должны быть свои субсчета отгрузок и авансов. Создавать субсчета по видам расчетов рекомендуется в случае, когда:

•  организация хочет видеть структуру долга по видам деятельности или по видам закупок (товары, материалы);

•  требуется заполнять внутреннюю управленческую отчетность предприятия по видам задолженности;

•  в организации несколько бухгалтеров ведут учет взаиморасчетов, и каждый отвечает за конкретный участок. В этом случае каждый бухгалтер будет вести учет на своем субсчете;

•  организация хочет видеть структуру долга по группам контрагентов.

Это неполный список причин для разделения счетов взаиморасчетов на субсчета, и на счетах расчетов можно создавать любые субсчета, требуемые для учета.

В случае, когда несколько бухгалтеров ведут учет взаиморасчетов, и каждый отвечает за конкретный участок, то рекомендуется аналогично 62 счету выделить субсчета на счете 76-НДС "НДС, отложенный к уплате в бюджет" и 76-АВ "НДС, начисленный с авансов покупателей", что может облегчить контроль расчетов по НДС.

Для заполнения налоговой декларации может потребоваться разделение счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" по видам поставок, поэтому в программе на данном счете выделены отдельные субсчета по видам поставок.

В случае, когда несколько бухгалтеров ведут учет взаиморасчетов, и каждый отвечает за конкретный участок, то рекомендуется аналогично 60 счету выделить субсчета на счете 19, что может облегчить контроль расчетов по НДС.

Таким образом, при расчетах с поставщиками в документе отгрузки нужно определить счет расчетов с поставщиком и счет НДС по приобретенным ценностям, а в документе оплаты – счет расчетов с поставщиком и счет расчетов по авансам поставщику.

При расчетах с покупателями в документе отгрузки нужно определить счет расчетов с покупателем и счет НДС, отложенный к уплате в бюджет, а в документе оплаты – счет расчетов с покупателем, счет расчетов по авансам и счет НДС с авансов от покупателя.

Для этого в программе используется специальный справочник "Виды расчетов":

Рис. 10-39 – Внешний вид справочника "Виды расчетов"

В справочнике все виды расчетов разбиты на 3 группы:

1.  Расчеты с поставщиками;

2.  Расчеты с покупателями;

3.  Расчеты с прочими лицами.

Виды расчетов с поставщиками нужно создавать в папке "Расчеты с поставщиками" .

Видом расчетов с поставщиками определяются:

•  счет расчетов с поставщиком;

•  счет расчетов с поставщиком по авансам;

•  счет НДС по приобретенным ценностям.

•  счет НДС с авансов поставщикам.

Счета расчетов и счета НДС указываются у видов расчетов на закладке "Параметры":

Рис. 10-40 – Закладка "Параметры" у вида расчетов с поставщиками

Виды расчетов с покупателями нужно создавать в папке "Расчеты с покупателями" .

Видом расчетов с покупателями определяются:

•  счет расчетов с покупателем;

•  счет расчетов по авансам от покупателей;

•  счет НДС, отложенный к уплате в бюджет;

•  счет НДС с авансов покупателей.

Эти счета также указываются у видов расчетов на закладке "Параметры":

Рис. 10-41 – Закладка "Параметры" у вида расчетов с покупателями

Указание видов расчетов

В первичных документах при формировании проводок требуется определить используемый вид расчетов для документа. Порядок указания видов расчетов зависит от количества используемых видов расчетов. Возможны ситуации, когда будут использоваться:

•  один вид расчетов;

•  разные виды расчетов;

•  один основной и несколько неосновных видов расчетов.

При этом количество используемых видов расчетов с поставщиками может отличаться от количества видов расчетов с покупателями. Например, для расчетов с поставщиками используются несколько видов расчетов, а для расчетов с покупателями – один.

Рассмотрим порядок указания в программе видов расчетов, он одинаков для расчетов с покупателями и для расчетов с поставщиками.

Один вид расчетов

Если в организации используется только один вид расчетов с поставщиками (покупателями), то нужно в справочнике "Параметры" найти параметр "Вид расчетов покупка" или "Вид расчетов продажа" (в папке "Общие параметры/ Параметры документов/ Параметры папок документов") и указать у него соответствующее значение, которое выбирается из справочника "Виды расчетов".

Рис. 10-42 – Указание значения параметра "Вид расчетов покупка"
в справочнике "Параметры"

Разные виды расчетов

Если в организации используются разные виды расчетов с поставщиками (покупателями), то нужно выполнить следующее:

1.  В справочнике "Параметры" очистить значение параметра "Вид расчетов покупка" или "Вид расчетов продажа".

2.  На папке документов отгрузок на закладке "Параметры" указать значение параметра "Вид расчетов покупка" или "Вид расчетов продажа".

Рис. 10-43 – Указание значения вида расчетов на папке документа

В дальнейшем его можно будет переопределить в самом документе на закладке "Параметры".

Вид расчетов в платежных документах определяется из документов, указанных в основании платежа. Если документов-оснований нет, то вид расчетов нужно указать вручную на закладке "Параметры". Для быстрого указания вида расчетов можно указать параметр "Вид расчетов покупка" или "Вид расчетов продажа" на корневой папке документов, не указывая у него значения. В результате при оформлении документов оплаты у них уже будет указан параметр и нужно будет только указать значение вида расчетов из справочника.

Кроме того, вид расчетов можно указать у контрагента в справочнике "Организации и ЧП". В этом случае при указании контрагента вид расчетов автоматически скопируется в документ.

Один основной и несколько неосновных видов расчетов

Если в организации в большинстве случаев используется один вид расчетов с поставщиками (покупателями), а иногда другие виды расчетов, то нужно:

1.  У параметра "Вид расчетов покупка" или "Вид расчетов продажа" в справочнике "Параметры" указать соответствующее значение основного вида расчетов.

2.  Для документов с другими видами расчетов нужно указать значение параметра "Вид расчетов покупка" или "Вид расчетов продажа" на папке документов или в самом документе на закладке "Параметры".

Описание настройки по умолчанию

Рассмотрим настройку видов расчетов, предлагаемую в стандартной поставке программы. Эта настройка подойдет большинству организаций.

Так как счет 19 "НДС по приобретенным ценностям" разбит на субсчета по видам поставок, в программе заведено несколько видов расчетов с поставщиками. Они имеют одинаковые счета расчетов и отличаются только счетом НДС по приобретенным ценностям.

Таблица 9-1. Виды расчетов с поставщиками

Вид расчетов
с поставщиками
Счет расчетов с
поставщиками
Счет расчетов по
авансам поставщикам
Счет НДС по приобретенным ценностям Счет расчетов по неотфактурованным поставкам Счет НДС с авансов постав-щикам
Покупка товаров 60-01-06 60-02 19-ТОВ-06 60-НФ 76-АП
Покупка материалов —//— —//— 19-МАТ-06 —//— —//—
Покупка услуг —//— —//— 19-УСЛ-06 —//— —//—
Покупка НМА —//— —//— 19-КВ-НМА-06 —//— —//—
Покупка ПИР —//— —//— 19-ПИР-06 —//— —//—
Покупка СМР —//— —//— 19-СМР-06 —//— —//—
Покупка оборудования, требующего монтажа —//— —//— 19-КВ-ОСН-06 —//— —//—
Покупка оборудования, не требующего монтажа —//— —//— 19-ОСМ-06 —//— —//—

В стандартной поставке используется один счет по авансам от покупателей и один по отгрузкам покупателям, поэтому в программе заведен один вид расчетов с покупателями.

Таблица 9-2. Вид расчетов с покупателями

Вид расчетов
с покупателями
Счет расчетов с
покупателями
Счет расчетов по
авансам от покупателей
Счет НДС, отложенный к уплате в бюджет Счет НДС с авансов покупателей
Реализация товаров, работ, услуг 62-01-06 62-02 76-НДС 76-АВ

Для расчетов с поставщиками используется основной вид расчетов "Покупка товаров", а для расчетов с покупателями "Реализация товаров, работ, услуг", они указываются в справочнике "Параметры".

Таблица 9-3. Параметры "Вид расчетов покупка" и "Вид расчетов продажа" в справочнике "Параметры"

Параметр Значение
Вид расчетов покупка Покупка товаров
Вид расчетов продажа Реализация товаров, работ, услуг

В документах прихода (приходных накладных, полученных услугах, актах приемки ОС) на папках документов определены различные виды расчетов с поставщиками.

Таблица 9-4. Параметр "Вид расчетов покупка" на папках документов прихода

Реестр
документов
Папка
документов
Вид расчетов
покупка
Приходные
накладные
Товары Покупка товаров
Материалы Покупка материалов
Капитальные вложения/ Оборудование, не требующее монтажа Покупка оборудования, не требующего монтажа
Капитальные вложения/ Оборудование, требующее монтажа Покупка оборудования, требующего монтажа
Полученные
услуги
Полученные услуги Покупка услуг
Расходы будущих периодов Покупка услуг
Капитальные вложения/ Объекты строительства Покупка СМР
Капитальные вложения/ Нематериальные активы Покупка НМА
Капитальные вложения/ Оборудование, не требующее монтажа Покупка оборудования, не требующего монтажа
Капитальные вложения/ Оборудование, требующее монтажа Покупка оборудования, требующего монтажа
Акты приемки ОС,

Акты модернизации ОС
Основные средства Покупка оборудования, не требующего монтажа
Нематериальные активы Покупка НМА
Входящие счета Корневая папка Пустое значение
Договоры Покупка —//—

В документах оплаты на корневой папке документов указаны параметры "Вид расчетов покупка" и "Вид расчетов продажа" с пустыми значениями.

Таблица 9-5. Параметр "Вид расчетов покупка" на папках документов оплаты

Реестр
документов
Папка
документов
Вид расчетов
покупка
Исходящие поручения Корневая папка Пустое значение
Расходные ордера —//— —//—
Входящие требования —//— —//—
Авансовые отчеты —//— —//—

Таблица 9-6. Параметр "Вид расчетов продажа" на папках документов оплаты

Реестр
документов
Папка
документов
Вид расчетов
продажа
Входящие поручения Корневая папка Пустое значение
Приходные ордера —//— —//—
Исходящие требования —//— —//—

В документах отгрузки виды расчетов с покупателями не указаны.